МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник Академии ГПС МЧС России

генерал-полковник внутренней службы И.М. Тетерин «_»_2010 года

И ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ

для бакалавров Направление 280700 «Техносферная безопасность»

(очной формы обучения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебный план набора 2010 года с изменениями 2010 года Рекомендовано к рассмотрению на ученом совете УМЦ Академии ГПС МЧС России «» _2010г.

Одобрено Ученым советом Академии ГПС МЧС России Протокол № от «_» _ 20_г.

Москва

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Академия Государственной противопожарной службы

И ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ

для бакалавров Направление 280700 «Техносферная безопасность»

(очной формы обучения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Одобрено Ученым советом Академии ГПС МЧС России Протокол № от «_» _ 20_г.

Москва Составители:

С.А. Бобков, П.В. Комраков, А.В. Бабурин Р е ц е н з е н т ы:

Кандидат технических наук, доцент начальник кафедры пожарной тактики и службы Академии ГПС МЧС России А.В. Подгрушный Физико-химические основы развития и тушения пожаров:

Рабочая программа.

Для бакалавров (очная форма обучения – 4 года) / Сост. С. А. Бобков, П.В. Комраков., А.В. Бабурин – М.: Академия ГПС МЧС России, 2010. – 17 с.

Издано в авторской редакции.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дисциплины “Физико-химические основы развития и тушения пожаров” цикла ЕН.В.1 Общие математические и естественнонаучные дисциплины ГОС ВПО составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом (ГОС ВПО) высшего профессионального образования второго поколения по направлению «Техносферная безопасность» и определяет содержания и структуру дисциплины.

1. Цель дисциплины: дать учащимся основы для изучения дисциплин: пожарная безопасность технологических процессов, пожарная безопасность в строительстве, производственная и пожарная автоматика, пожарная техника, пожарная тактика, расследование и экспертиза пожаров и др.

2. Задачи дисциплины:

- научить анализировать обстановку на пожаре исходя из особенностей протекающих физических и химических процессов и явлений, прогнозировать на этой основе изменение обстановки в ходе свободного развития и тушения пожара;

- привить навыки выбора способов и средств прекращения горения на пожаре в зависимости от параметров пожара, вида горючего и условий горения.

3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника:

Физико-химические основы развития и тушения пожаров изучаются вслед за общей и специальной химией, математикой, физикой, теорией горения и взрыва. Изучение данной дисциплины предшествует изучению пожарной безопасности технологических процессов, пожарной безопасности в строительстве, производственной и пожарной автоматики, пожарной техники, пожарной тактики, расследования и экспертизы пожаров.

4. Требования к уровню освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины учащиеся должны - теоретические основы процессов возникновения и распространения пожаров;

- параметры, определяющие динамику пожара;

- механизм формирования опасных факторов пожара;

- теоретические основы прекращения горения;

- номенклатуру, способы применения и механизм действия огнетушащих составов;

- параметры процесса прекращения горения на пожарах и принципы их оптимизации;

- проводить анализ изменения параметров процессов горения и параметров пожаров в зависимости от различных факторов;

- рассчитывать параметры прекращения горения различными огнетушащими веществами, выбирать оптимальные способы их подачи в зону горения;

иметь представление:

- об общих закономерностях развития открытых и внутренних пожаров;

- о процессах прекращения горения на пожарах:

- работы со справочной литературой;

- поиска, обработки и анализа информации для решения практических задач.

5. Объем дисциплины:

1. Аудиторные занятия с преподавателем:

2. Самостоятельная работа:

3. Виды итогового контроля:

* - часы входят в самостоятельную работу Тематический план Изучения дисциплины: Физико-химические основы развития и тушения пожаров По кафедре: «Процессы горения»

РАЗДЕЛ I

Пожар как комплекс физических и химических процессов и явлений.

материалов

РАЗДЕЛ II

РАЗДЕЛ III

Прекращение горения прекращения горения Огнетушащие вещества:

природа, состав, области применения, механизм огнетушащего действия химически активные ингибиторы 6. Тематическое содержание дисциплины:

РАЗДЕЛ I: ОТКРЫТЫЕ

ПОЖАРЫ

Тема 1. Введение. ПожарКлассификация пожаров. Основные Л как комплекс физическихпроцессы и явления на пожарах. Зоны и химических пожаров. Горение, теплообмен и газообмен, процессов и явлений. их взаимосвязь. Параметры пожаров.

Тема 2.1. Пожары Классификация пожаров газовых фонтанов. Л газовых фонтанов Параметры пожаров. Дебет фонтана и Тема 2.2. Пожары Параметры пожара. Дебет фонтана, расход ПЗ газовых фонтанов газа, влияние состава газа на температуру резервуаров жидкостей в резервуарах, структура факела резервуаров температур. Механизм образования пожары твердых горючих материалов. Классификация пожаров.

материалов Пожарная нагрузка, коэффициент основных параметров Коэффициент поверхности. Параметры Тема 4.3. Контрольная Расчет основных параметров пожара и ПЗ РАЗДЕЛ II:

ВНУТРЕННИЕ

ПОЖАРЫ

внутренних пожаров внутренних пожарах. Основные параметры.

Тема 5.2. Параметры Расчет площади внутреннего пожара в ПЗ внутреннего пожара режиме неограниченного газообмена.

Тема 5.3. Динамика Экспериментальное исследование динамики ЛР пожара в режиме ПРН. внутреннего пожара в режиме пожара, Тема 5.4. Параметры Расчет площади внутреннего пожара. ПЗ внутреннего пожара Влияние притока воздуха на площадь Тема 5.5. Динамика Обработка экспериментальных данных. ЛР пожара в режиме ПРН.

Тема 6.1. Тепло- и Тепловой баланс внутреннего пожара. Л газообмен на внутренних Основные его составляющие. Влияние пожарах аэродинамических условий на скорость и Тема 6.2. Газообмен на Расчет параметров газообмена, расхода ПЗ внутреннем пожаре. воздуха и продуктов горения, плоскости Тема 6.3. Динамика Экспериментальное исследование динамики ЛР пожара в режиме ПРВ. внутреннего пожара в режиме пожара, Тема 6.4. Контрольная Расчет основных параметров газообмена и ПЗ работа №2. определение режима пожара.

Тема 6.5. Динамика Обработка экспериментальных данных. ЛР пожара в режиме ПРВ. Защита лабораторных работ.

РАЗДЕЛ III:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ

ПРЕКРАЩЕНИЯ

ГОРЕНИЯ

Тема 7.1. Предельные Природа пределов при горении. Предельная Л явления в горении и скорость распространения пламени, тепловая теория минимальная скорость выгорания, прекращения горения минимальная температура горения.

Тема 7.2. Предельные Понижение температуры в зоне горения Л явления в горении и путем снижения интенсивности тепловая теория тепловыделения за счет прекращения прекращения горения доступа горючего, разбавления смеси.

Тема 8. Огнетушащие вещества: природа, состав, области применения и механизм огнетушащего действия Тема 8.1. Нейтральные Нейтральные газы. Основные физико- Л газы. химические свойства нейтральных газов, Тема 8.2. Химически Химически активные ингибиторы. Л активные ингибиторы. Классификация ХАИ. Номенклатура.

Тема 8.3. Газовые Расчет параметров тушения газовыми ПЗ огнетушащие составы. огнетушащими составами.

Тема 8.4. Газовые Определение минимальной огнетушащей ЛР огнетушащие составы. концентрации газового состава при тушении Тема 8.5. Газовые Обработка экспериментальных данных. ЛР огнетушащие составы. Защита лабораторных работ.

Тема 8.6. Газовые Тушение пожаров в помещении газовыми ЛР огнетушащие составы. составами.

Тема 8.7. Газовые Обработка экспериментальных данных. ЛР огнетушащие составы. Защита лабораторных работ.

Тема 9.1. Огнетушащие Пены. Виды пен и способы их получения. Л пены. Основные параметры. Пенообразователи и Тема 9.2. Параметры Расчет основных параметров тушения ПЗ тушения пенами. пенами.

Тема 9.3. Огнетушащие Исследование процесса разрушения ЛР Тема 9.4. Огнетушащие Обработка экспериментальных данных. ЛР Тема 9.5. Огнетушащие Исследование процесса прекращения ЛР Тема 9.6. Огнетушащие Обработка экспериментальных данных. ЛР Тема 10.1. Вода и водные Вода. Основные физико-химические Л растворы. свойства воды как огнетушащего средства.

Тема 10.2. Вода и водные Расчет основных параметров тушения водой. ПЗ растворы.

Тема 10.3. Вода и водные Исследование эффективности тушения ЛР растворы. твердых горючих материалов водой.

Тема 10.4. Вода и водные Обработка экспериментальных данных. ЛР растворы. Защита лабораторных работ.

Тема 10.5. Вода и водные Исследование процесса прекращения ЛР Тема 10.6. Вода и водные Обработка экспериментальных данных. ЛР растворы. Защита лабораторных работ.

Тема 11.1. Огнетушащие Огнетушащие порошки. Виды и рецептура Л Тема 11.2. Огнетушащие Расчет параметров тушения порошками. ПЗ Тема 12.1. Аэрозольные Аэрозолеобразующие составы. Механизм Л огнетушащие составы. огнетушащего действия. Способы Тема 13.1. Теоретические Основные параметры прекращения горения ПЗ обоснования основных на пожарах: интенсивность подачи, параметров прекращения удельный расход огнетушащего вещества, горения и принципы их показатель эффективности тушения.

оптимизации. Расчет параметров тушения на примере Тема 13.2. Теоретические Расчет теоретических удельных расходов, ПЗ обоснования основных интенсивности подачи и других параметров параметров прекращения тушения газовых фонтанов, горючих горения и принципы их жидкостей, твердых материалов водой и Тема 13.3. Контрольная Расчет теоретических и фактических ПЗ *в графе вид занятий проставляются следующие обозначения:

Л-лекции, ПЗ- практические занятия, С- семинары, ЛР- лабораторные работы

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

В ходе обучения учащиеся выполняют:

1. Три классные контрольные работы;

2. Одну курсовую работу;

3. Сдают дифференцированный зачет.

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

7.1 Литература Основная:

1. Абдурагимов И.М., Говоров В.Ю., Макаров В.Е. Физико-химические основы развития и тушения пожаров. Учебное пособие. ВИПТШ МВД СССР, М., 1980.

2. Бобков С.А., Бабурин А.В., Комраков П.В., Смирнов А.В.

Лабораторный практикум по курсу " Физико-химические основы развития и тушения пожаров ". - М.: Академия ГПС МЧС РФ, 2007.

3. Бегишев И.Р., Бобков С.А., Исаева Л.К. Методические указания и контрольные задания по курсу "Теоретические основы процессов горения" для ФЗО.- М.: Академия ГПС МВД России, 2001.

4. Андросов А.С. Теоретический расчет основных параметров горения и тушения пожара газового фонтана: Курсовая работа по дисциплине «Физико-химические основы развития и тушения пожаров».- М.: Академия ГПС МЧС России, 2003. – 12 с.

Дополнительная:

1. Драйздейл Д. Введение в динамику пожаров. - М.: Стройиздат, 1990.

2. Баратов А.Н., Иванов Е.Н. Пожаротушение на предприятиях химической промышленности.- М.: Химия, 1979.

3. Бегишев И.Р. Проблемы хладонового пожаротушения. Лекция.- М.:

Академия ГПС МВД России, 1999.

4. Безродный И.Ф., Гилетич А.Н., Меркулов В.А. Тушение нефти и нефтепродуктов. Пособие. М.: ВНИИПО МВД России, 1996.

5. Краснянский М.Е. Огнетушащие и взрывоподавляющие порошки.Донецк.: "Донбас”,1990.

6. Агафонов В.В., Копылов Н.П. Установки аэрозольного пожаротушения. М.: ВНИИПО МВД России, 1999.

7.2 Информационно-технические средства обеспечения освоения дисциплины:

1. Видеосюжеты, иллюстрирующие механизмы объемной вспышки на пожаре (лекции по разделу II) 2. Видеосюжет демонстрации тушения жидкостей фторированными 3. Видеозапись тушения резервуара подслойным способом 4. Видеозапись тушения резервуара подачей пены сверху 5. Видеозапись применения аэрозолеобразующих составов 6. Макеты помещений, оборудованные средствами измерения и регистрации параметров пожара и подачи газов на тушение 7. Установки для определения огнетушащей концентрации нейтрального 8. Лабораторные установки для тушения жидкостей в резервуарах пенами 9. Устройства для получения пен в лабораторных условиях 10. Лабораторные установки для изучения механизма огнетушащего действия воды, исследования процесса тушения водой различных материалов 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

1. Твердые горючие материалы (древесина, ДСП) в виде брусков выполнение лабораторных работ № 1, 2, 3, 5.

2. Горючие жидкости: керосин, бензин, гептан, октан, изопропиловый спирт - выполнение лабораторных работ № 3, 4.

3. Пенообразователи - выполнение лабораторных работ № 4, 5.

4. Баллоны с нейтральными газами (СО2, N2, Ar) - выполнение лабораторной работы № 4.

5. Измерительные комплексы для регистрации температуры и состава газовой среды, массы горючего в макетах - выполнение лабораторных 6. Лабораторные расходомеры для газов, воды - выполнение лабораторных работ № 2, 4, 5.

7. Компрессоры - выполнение лабораторных работ № 4, 5.

9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

9.1 Организационные и методические указания: На изучение дисциплины отводится 153 часа. Из них 59 часов - самостоятельная работа. В ходе изучения дисциплины учащиеся слушают курс лекций, проходят цикл практических занятий и лабораторных работ, выполняют контрольные работы и курсовую работу.

9.2. Тематика курсовых и контрольных работ:

1. Курсовая работа: Теоретический расчет основных параметров горения и тушения пожара газового фонтана 2. Контрольная работа № 1: “Расчет параметров пожара”.

3. Контрольная работа № 2: “Расчет параметров тушения ”.

9.3. Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету:

1. Классификация пожаров. Зоны пожаров. Основные параметры пожаров.

2. Параметры пожаров газовых и газонефтяных фонтанов. Структура факела пламени. Расчет безопасных расстояний.

3. Параметры пожаров резервуаров. Поле температур жидкости.

Механизм образования гомотермического слоя.

4. Явления вскипания и выброса жидкостей при горении в резервуарах.

Их механизм и внешние признаки.

5. Основные процессы и явления на внутренних пожарах. Их взаимосвязь.

6. Механизм и параметры газообмена при пожаре в помещении.

7. Механизм формирования плоскости равных давлений. Изменение ее высоты во время пожара.

8. Основные стадии внутренних пожаров. Их характеристика.

9. Тепловой баланс внутреннего пожара. Основные составляющие. Их изменение во время свободного развития пожара.

10. Взаимосвязь процессов тепло- и газообмена на внутренних пожарах.

Пожары, регулируемые вентиляцией и пожары, регулируемые нагрузкой.

11. Влияние параметра вентиляции на максимальную температуру внутреннего пожара.

12. Влияние параметра вентиляции на массовую скорость выгорания пожарной нагрузки.

13. Объемная вспышка при пожарах в открытых и закрытых помещениях. Ее механизм; условия, при которых она происходит.

14. Особенности горения при пожарах в негерметичных помещениях с закрытыми проемами.

15. Основы тепловой теории прекращения горения. Температура потухания, пути и методы ее достижения.

16. Способы прекращения горения на пожаре в зависимости от вида горючего материала и режима горения с позиций тепловой теории.

17. Классификация огнетушащих веществ по доминирующему механизму действия на процесс горения. Принцип выбора огнетушащих веществ для тушения пожаров.

18. Анализ механизма действия Нейтральных газов в зоне горения с позиций тепловой теории.

19. Анализ механизма действия химически активных ингибиторов в зоне горения с позиций тепловой теории.

20. Механизмы действия пен при тушении жидкостей.

21. Механизмы действия пен при тушении ТГМ.

22. Механизмы действия огнетушащих порошков при подаче их в зону горения и на поверхность горючего.

23. Разрушение пены при тушении пожаров. Механизмы процесса, его роль в прекращении горения.

24. Способы уменьшения интенсивности разрушения пены при тушении пожара.

25. Анализ механизма действия воды на процесс горения при подаче в зону горения и на поверхность горючего материала.

26. Нейтральные газы, применяемые для пожаротушения. Огнетушащие концентрации. Области применения.

27. Химически активные ингибиторы, их номенклатура, огнетушащие концентрации, области применения.

28. Виды пен и способы их получения. Основные параметры пен.

Области применения.

29. Классификация пенообразователей. Их основные свойства. Области применения.

30. Основные физико-химические свойства воды как огнетушащего вещества. Области и способы применения.

31. Виды и рецептура огнетушащих порошков. Эксплуатационные особенности. Области применения.

32. Основные параметры прекращения горения на пожарах. Их физический смысл.

33. Критическая и оптимальная интенсивности подачи нейтральных газов при тушении методом затопления. Физический смысл, зависимость от различных факторов.

34. Критическая и оптимальная интенсивности подачи пены.

Физический смысл, зависимость от различных факторов.

35. Критическая и оптимальная интенсивности подачи воды.

Физический смысл, зависимость от различных факторов.

36. Коэффициент использования воды на пожаре. Зависимость от различных факторов. Способы повышения.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА